RusEng

 

 

 

"Созерцание очевидного"  

документальная  фотография

 

35 лет в фототворчестве 

Помимо самопостижения через фотоискусство, повышала квалификацию (в 2009-2015)  у мастеров предметной и рекламной фотосъёмки: Игоря Сахарова, Эдуарда Крафта. Прошла курс фоторепортажа Алексея Смышляева 

основные Победы:

— I место  Петербург. Рельеф местности" 2019 


Призёр фотофестиваля ФИКСАЖ - 2018 (Москва. ЦДХ).

— Global winner «Metro Photo Challenge 2016» 

— I место «Громче чем фото» 2016 (жюри под руководством культового российского фотографа Игоря Мухина)
Диплом I степени Останкино МИТРО 2016

 

— Победитель конкурса "Городской пейзаж" Арт-Петербург 2014 

Участник коллективных выставок:

2019 — Русский музей. 5 Музейная биеннале современной фотографии 

2018 — WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
Национальная сборная WPC Национальная сборная WPC

2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга
 "Конец начало прекрасной эпохи … Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1980-е–1990-е"

2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 

2011Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, 
Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»
2009 — Русский музей. 1 Музейная биеннале современной фотографии
 

Работы в коллекции:

Русского музея
Государственного музея истории Санкт-Петербурга 
В частных собраниях: России, США, Японии, Польши, Испании. 
Куплены Российской Академией Художеств (2017). 
Отмечены Государственным Эрмитажем (2018) 

некоторые Публикации:

Газеты:

"Невское время", 
Фонтанка.ру, 
Санкт-Петербург.ру, 
METRO (Москва, С.-Петербург... Франция, Бразилия, Италия, Испания...в более 12 стран )

 

Телевидение:
 

О моём фототворчестве 

Магией фотографии принято называть процесс аналоговой печати фотографии.

Мой процесс "проявки реальности" происходит всегда в режиме реального времени (даже без фотокамеры), благодаря особенностям зрения  https://www.instagram.com/p/B0Rmm36ITpY/?igshid=1df20dgded96d Обычно люди видят не саму вещь, а сложившийся стереотип образа - то есть не видят, а сразу знают. Мне как художнику-фотографу крупно повезло - понимаю не сразу.  Долго рассматриваю и успеваю войти в медитативное состояние прежде, чем пойму, что перед моим носом )))) 

Понимание того, что видно приходит постепенно по мере всматривания в мутную реальность проявляются вначале пятна, затем очертания, образы и смыслы.

Мир сочных цветов и резких объектов - это же иллюзия! Это технологии оптические и цифровые.

Мой мир выглядит совсем иным - он особенный: без детализации, без глубины пространства, туманно-призрачный и как шарада.... С 3% зрения мир выглядит - недосказанным, постоянно трансформирующимся, состоящим из множества смещенных слоев разной интенсивности. https://elena-gontarenko.photographer.ru/art

Очки как мостик между мирами чётким-понятным и моим - загадочным.  В очках могу быть всего по 2-3 часа в день,  2015-2017  период без очков  - всё это и отразилось в моих фотоработах. Наиболее интересны в фототворчестве процессы исследования маршрутов собственного внимания, взлом стереотипов - это насыщает мир новизной.

Когда чего-то не знаешь это всегда будоражит воображение.

ПОДРОБНЕЕ (старый текст)

(арт-документальная фотография) 

Опыт предыдущих профессий, увлечений плавно перетекает в мироощущение и вИдение (спортивное ориентирование,  Фотостудия "Силуэт" Дворца Пионеров, секция восточных единоборств, клуб юных краеведов-экскурсоводов по Ленинграду, игра на гитаре, уход из пленочной фотографии в 1995 преподавание польского языка, 1997 окончание ВУЗа со специализацией в сфере культуры и туризма, стрельюа из лука, 2005 изучение китайского языка, каллиграфии...)

В начале 2000-х возвращение в уже цифровую фотографию с мыльницей Canon G10, чтение тоннами книг и журналов по фотографии, штудирование интернета и интервью, посещение творческих встреч и МК в Санкт-Петербурге мэтров фотожурналистики, рекламной фотографии. 

 

О фототворчестве

Кругом одни чудеса!

Что скрывается за  искаженной оптическими иллюзиями картиной мира? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. А что скрывается за очевидным? Возможно это альтернативный способ интерпретации реальности - ведь особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) провоцируют постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? 

С начала 1980-х увлеклась магией процессов фотопечати (с отцом в условиях питерской коммуналки). Отец подарил первый фотоаппарат, что бы пробудить интерес к окружающему серому лениградскому пространству, регулярно походы в Эрмитаж. Продолжала творить в фотостудии Дворца Пионеров до конца 1990-х. Кадры 1980-х сейчас хранятся в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Затем в универе лекции Юрия Зобнина о литературе, частое зависание над книгами в Публичной библиотеке. Потом  исследование проблем зрения завели в тему осознанности и через стрельбу из лука, практику китайской каллиграфии начался путь в миросозерцание в контексте мироощущения.  С начала 2000-х только цифровая фотография ( Canon A75, Canon G10, с 2014 на Olympus). 

Про зрение скажу в таком ключе: у каждого человека есть свои особенности, которые позволяют через эти несовершенства более чутко воспринимать реальность. Я снимаю про переходные состояния/трансформации/метаморфозы. Когда машина уже и не машина, город не город - как говорят "в действительности всё не так как на самом деле". Наверное тормозное зрение (ускореное восприятие и замедленное воспроизведение), то ли развивает воображение, то ли вводит в медитативное состояние slow motion. Интересно, замечать как то, на что смотришь постоянно раскрывает новые детали и новые смыслы, ассоциации. Мне в фотографии интересны недосказанности, игры теней, переотражения. То есть сейчас моё фототворчество произрастает из препятствий и ограничений - ведь в обычной жизни отсутствие 97% зрения является ограничением, а для фототворчества дефекты зрения - это свобода видеть по-другому, более абстрактно/свежо и навык более чутко улавливать атмосферу момента. 

Моё зрение дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах. Такой фото-хокку процесс восприятия (slow-motion), чтоб не разрываться между тем, где ты физически и тем, где ментально. Входить в резонанс с живым потоком момента, как в чайной церемонии. В осознанном взаимодействии с пространством случаются кадры, которые находят отклик среди зрителей. Мозг в непрерывном поиске игры света и отражений в пространствах, в деталях