RusEng

Об авторе

«Созерцание очевидного» 

Документальная фотография
В фототворчестве с 1987


Елена Гонтаренко – мастер фотоискусства с мировой известностью. 

Победитель престижных фотоконкурсов. Лауреат международного фотоконкурса.
Уровень мастерства отмечен Зурабом Церетели, директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским,
мэтрами рекламной и репортажной фотографии.

Фоторепортёр; свободный художник в жанре альтернативной фотографии

Повышала квалификацию в области рекламной фотографии у ведущих российских и зарубежных мастеров (2008-2018)

Краткая биография:
2018 — Литературный редактор арт-журнала "Along the Line"
2015 — Школа рекламной фотографии Эдуарда Крафта http://www.eduardkraft.com 
2011 — Фоторепортаж А.Смышляева (годовой курс)
2008 — Шк.рекл.фотографии Игоря Сахарова предметка и портрет. 
1997 — Окончание СПбГУП ф-т Культуры
1987-1993 - Фотостудия "Силуэт" Дворца Пионеров


Достижения:
— Лауреат и призер фотофестиваля ФИКСАЖ-2018.
— Russia and Global winner «Metro Photo Challenge 2016» Фотоэкспедиция на о.Пасхи 
— I место «Громче чем фото» 2016
— Диплом I степени Останкино МИТРО 2016
— Победитель конкурса "Городской пейзаж" Арт-Петербург 2014                                                                                                               и другие https://vk.com/album4197943_97981965


Участник коллективных выставок:


2018 - WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
Национальная сборная WPC Национальная сборная WPC
2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи … Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1980-е–1990-е
2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 
2011 — Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»


2009 и 2019 — Русский музей. I и V Музейная биеннале современной фотографии и др.
Работы находятся в российских и зарубежных, государственных и частных собраниях: США, Японии, Польши, Испании.

Куплены Российской Академией Художеств (2017).

Отмечены Государственным Эрмитажем (2018) https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news..


Публикации:

2020 "Точка прозрения" https://rirportal.ru/ru-RU/news/tocka-prozrenia-kak-slabovidasie-smotrat-na-mir

Список других:  https://les.media/articles/784903-istoriya-odnogo-kadra

газета METRO (Москва, С.-Петербург... Франция, Бразилия, Италия, Испания...более 10 стран)

газета "Невское время"

Работы Елены Гонтаренко находятся в коллекции Русского музея, частных собраниях России, США, Японии, Польши, Испании.

Работы экспонировались в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в Академии Художеств Москвы и Санкт-Петербурга.

Фотография, как способ существования.
Высокая мотивация.
Работает в области рекламной, репортажной, Интерьерной, портретной фотографии. Развивает свой арт-проект альтернативного восприятия реальности с точки зрения человека без 97%зрения.

О фототворчестве
Знакомлю со своим миром, таким каким его вижу и воспринимаю. Возможно это альтернативный способ интерпретации реальности - ведь особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) провоцируют постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? Что скрывается за первым, видимым планом картины мир? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. Что скрывается за очевидным? 

О себе: С начала 1980-х увлеклась магией процессов фотопечати (с отцом в условиях питерской коммуналки). Продолжала творить в фотостудии Дворца Пионеров, к середине 1990-х забросила пленочную фотографию из-за ограничений по зрению. С приходом цифровых технологий возобновила.

Цифровое фото открыло мне мир https://fotosky.ru/fotozhurnal/bloci/blog/illyustrirovannyj_rasskaz_o_puteshestvii_na_ostrov_pashi/

Про зрение сказать хочу в таком ключе: что у каждого человека есть свои особенности, которые позволяют через эти несовершенства более чутко воспринимать реальность. Я снимаю про переходные состояния/трансформации/метаморфозы. Когда машина уже и не машина, город не город - как говорят "в действительности всё не так как на самом деле". Наверное тормозное зрение с множеством оптических иллющий то ли развивает воображение, то ли вводит в медитативное состояние slow motion. Интересно, когда то, на что смотришь постоянно раскрывает новые детали и новые смыслы, ассоциации Мне скучна фотофиксация (техничная научная познавательная, без недосказанностей и игры теней там нет). То есть сейчас моё фототворчество произрастает из препятствий и противоречий - ведь в обычной жизни отсутствие 97% зрения является ограничением, а для фототворчества дефекты зрения - это свобода видеть по-другому, более абстрактно/свежо и навык более чутко улавливать атмосферу момента.

Моё зрение дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах. Такой фото-хокку процесс восприятия (slow-motion), чтоб не разрываться между тем, где ты физически и тем, где ментально. Входить в резонанс с живым потоком момента, как в чайной церемонии. Многократно убеждалась, только ощущая нечто во время съёмки, входя в осознанное взаимодействие с пространством случаются кадры, которые находят отклик среди зрителей. Мозг в непрерывном поиске игры света