Об авторе

«Созерцание очевидного» 

Я фотограф-документалист, развиваю свой фокус восприятия. 
Тотальная внимательность. Честные фото как практика йоги. Важно донести, то с чем в резонансе. 

Фоторепортёр с 1987


Гонтаренко Елена Александровна родилась  31 декабря 1975г. в Ленинграде (за час до 237 наводнения в истории города, когда  уровень воды достиг 187 см.)

С детства не видит всё так как видят все. Это одновременно и проблема и шанс. ..через восприятие отсутствия

Призрачно всё
В этом мире бушующем...



Работает в области рекламной, репортажной, портретной фотографии. Переводчик визуальной поэзии с языка слабовидящих.

Интервью о фотосъёмке для музея Фаберже https://spbcult.ru/articles/-/asset_publisher/6xkxd276UNiQ/content/id/166423

Ведёт исследовательскую работу, в областях недоступных людям с хорошим зрением. Сильная сторона слабого зрения, вероятно это скорость распознавания изображения мозгом - она настолько замедленная, что позволяет прочувствовать громадный поток незримой информации до того как мышление наклеит свои ярлыки тем или иным объектам, событиям - моё путешествие среди случайностей.

Развивает свои проекты альтернативного восприятия реальности с точки зрения человека без 97% зрения:

2020 "Точка прозрения" https://rirportal.ru/ru-RU/news/tocka-prozrenia-kak-slabovidasie-smotrat-na-mir

2020 Фотопроект "Тайный мир Музея Фаберже https://fabergemuseum.ru/drugoe/novosti/fotoproekt-tajnyij-mir-muzeya-faberzhe

Серия интерьерных фотографий (автомобильное) - Cлабовидящие люди порой присматриваются ко всему с абсолютно диких ракурсов и обнаруживают новизну в обыденном.


Краткая фотобиография

2015 — Школа рекламной фотографии Эдуарда Крафта 
2011 — Фоторепортаж А.Смышляева (годовой курс фотошколы)
2008 — Шк.рекл.фотографии Игоря Сахарова предметка и портрет
2007 — Фотокурс Евгения Шемшуренко (мой сэнсэй!)
1997 — Окончание СПбГУП ф-т Культуры
1987-1993 - Фотостудия "Силуэт" Дворца Пионеров

— Лауреат и призер фотофестиваля ФИКСАЖ-2018
— Russia and Global winner «Metro Photo Challenge 2016» Фотоэкспедиция на о.Пасхи 

— I место «Громче чем фото» 2016
— Диплом I степени Останкино МИТРО 2016
— Победитель конкурса "Городской пейзаж" Арт-Петербург 2014  и другие https://vk.com/album4197943_97981965

Участник коллективных выставок:
2018 - WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи … Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга..."      https://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/49888/
2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 
2011 — Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»
2009 и 2019 — Русский музей. I и V Музейная биеннале современной фотографии и др.

Работы находятся в российских и зарубежных, государственных и частных собраниях: США, Японии, Польши, Испании, куплены Российской Академией Художеств (2017) по решению ректора и отмечены директором Государственного Эрмитажа (2018)  https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news..


Публикации

2016 Список  публикаций в СМИ Москвы, С.-Петербурга... Франции, Бразилии, Италии, Испании... более 10 стран:  https://les.media/articles/784903-istoriya-odnogo-kadra 

2014 газета "Невское время"


Сочувствие и переживание слабовидящим предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я – одно.Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.

И искусство может не разделять общество на инвалидов и нормальных (которые тоже кстати могут иметь не менее мучительные переживания), а обьединять  через общие точки пересечений. Через отождествление, сострадание, сопереживание искреннее и прочее созидательное чтоб обе стороны наперегонки помогали друг другу а не мерялись немощьностью/исключительностью и т.п. чтобы сеяли (думали, чувствовали) то, что прорастет счастьем.

А когда искусство тычет носом в насилие, разруху, несправедливость, то зритель сеет в себе семена гнева, разрушения, негодования и прорастают баобабы зла. О чем думаешь, то и приумножается. Красота внутренних переживаний спасет мир!

Мои фотографии о свободе. О свободе от диагноза поскольку, когда творю то не страдаю. Нельзя оставаться во власти обстоятельств. И у каждого найдется свой способ как превращать проблемы в возможности.

Знакомлю со своим миром. На первый взгляд моё  восприятие походит на реальность человека "под мухой" (последствия травмы головы дают о себе знать без употребления чего бы то ни было), но в процессе фотоохоты это просто медитативное восприятие. Вот, Омар Хайям был одним из величайших Мастеров тайнописи. «Опьянение» у Хайяма, означает «просветление / познание истины». 

Возможно это альтернативный способ интерпретации реальности - ведь особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) и это провоцирует постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? Что скрывается за первым, видимым планом картины мир? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. Что скрывается за очевидным? 

О себе: С начала 1980-х увлеклась магией процессов фотопечати (с отцом в условиях питерской коммуналки). Продолжала творить в фотостудии Дворца Пионеров, к середине 1990-х забросила занятия фотографией из-за ограничений по зрению, но с приходом цифровых технологий возобновила ее.

Про зрение скажу в таком ключе: что у каждого человека есть свои особенности, которые позволяют через эти несовершенства более чутко воспринимать реальность. Снимаю про переходные состояния/трансформации/метаморфозы. Когда машина уже и не машина, город не город - как говорят "в действительности всё не так как на самом деле". Наверное тормозное зрение с множеством оптических иллющий то ли развивает воображение, то ли вводит в медитативное состояние slow motion. Интересно, когда то, на что смотришь постоянно раскрывает новые детали и новые смыслы, ассоциации Мне скучна фотофиксация (техничная научная познавательная, без недосказанностей и игры теней там нет). То есть сейчас моё фототворчество произрастает из препятствий и противоречий - ведь в обычной жизни отсутствие 97% зрения является ограничением, а для фототворчества дефекты зрения - это свобода видеть по-другому, более абстрактно/свежо и навык более чутко улавливать атмосферу момента.

Моё зрение дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах. Такой фото-хокку процесс восприятия (slow-motion), чтоб не разрываться между тем, где ты физически и тем, где ментально. Входить в резонанс с живым потоком момента, как в чайной церемонии. Многократно убеждалась, только ощущая нечто во время съёмки, входя в осознанное взаимодействие с пространством случаются кадры, которые находят отклик среди зрителей. Мозг в непрерывном поиске игры света.

Любопытно замечать в каждом мгновении новое бесконечное измерение, суметь передать его живым на фотографии.