Об авторе

Елена Гонтаренко 
8-952-3749088 , e-mail: 9871616@gmail.com
Рада сотрудничеству в области предметной, репортажной, портретной фотографии

Видео-визитка:

Работаю в сфере прямой документальной фотографии с середины 1980-х. 

Мои проблемы со зрением всю видимую реальность превращают в невидимое, в тайну, позволяют улавливать то необычайное в обыденном, что сокрыто от многих зрячих людей. Документальная фотография тем честна, что либо несет в себе заряд интенсивности, масштабности проживания момента автором, либо нет. Настоящий момент неизмеримо глубже, чем то что в нём происходит. Он является пространством для того, что в нём происходит.    

 

Вопросы фотоискусства и зрения исследую ежедневно с конца 80х гг XX века. Постепенно я пришла к интересным открытиям.

 

Занятие фотографией через навыки аналогичные экстремальным видам спорта, любым видам восточных искусств, а также русского авангардизма, оказывает благотворное физическое воздействие на механизмы зрительной системы восприятия самого фотографа

 

 

 

Краткий список достижений:

— I место «Петербург. Рельеф местности» Новый Выст.зал Гос.музея городской скульптуры 2019

— Лауреат фотофестиваля ФИКСАЖ-2018 (Москва ЦДХ Крымский вал) 
— Global winner «Metro Photo Challenge 2016». Приз - путешествие на о.Пасхи.
— I место «Громче чем фото» 2016 (жюри Игорь Мухин)
— Диплом I степени Останкино МЕТРО 2016
— Победитель конкурса "Городской пейзаж" Арт-Петербург 2014 и др.

Проекты:

Ценности моих проектов с Музеем Фаберже, с Реабилитационная индустрия России - это КОД взаимопомощи, сострадания и веры в себя. Общаясь с миром языком фотографии навожу мосты, объединяющие людей с разной силой зрения.
2020 "Точка прозрения" https://rirportal.ru/ru-RU/news/tocka-prozrenia-kak-slabovidasie-smotrat-na-mir

2020 Фотопроект "Тайный мир Музея Фаберже" https://fabergemuseum.ru/drugoe/novosti/fotoproekt-tajnyij-mir-muzeya-faberzhe


Участник коллективных выставок:

2018 - WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи. Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга..."
https://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/49888/
2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
2011 — Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»
2009 и 2019 — Русский музей. I и V Музейная биеннале современной фотографии

Работы находятся в российских и зарубежных, государственных и частных собраниях: 
США, Японии, Польши, Испании.
Куплены Российской Академией Художеств (2017).
Отмечены наградой Государственного Эрмитажа (2018) 

2016 Список публикаций в СМИ Москвы, С.-Петербурга... Франции, Бразилии, Италии, Испании... более 10 стран: https://les.media/articles/784903-istoriya-odnogo-kadra

Портфолио последних лет:

Развиваю свои проекты альтернативного восприятия 
реальности с точки зрения человека без 97% зрения:

2020 "Точка прозрения" https://rirportal.ru/ru-RU/news/tocka-prozrenia-kak-slabovidasie-smotrat-na-mir

2020 Фотопроект "Тайный мир Музея Фаберже" https://fabergemuseum.ru/drugoe/novosti/fotoproekt-tajnyij-mir-muzeya-faberzhe

2021 Интервью для бренда фототехники Олимпус -https://kroupski.pro/2020/10/06/phototalks-22-gontarenko-published

2021 Интервью для портала Культура Петербурга - https://spbcult.ru/articles/-/asset_publisher/6xkxd276UNiQ/content/id/166423,

Статья в газете Метро https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/metro-photo-challenge-2016-fotografa-iz-peterburga-priznali-luchshey-1204658/,

2021 Итоги совместного проекта с музеем Фаберже -https://fabergemuseum.ru/news/novosti/fotoproekt-tajnyij-mir-muzeya-faberzhe,

2018. Эрмитаж. Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, лично поздравил и наградил Елену Гонтаренко
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2018/news_387_18?lng=ru

 

О фототворчестве
Знакомлю со своим миром, таким каким его вижу и воспринимаю. Возможно это альтернативный способ интерпретации реальности - ведь особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) провоцируют постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? Что скрывается за первым, видимым планом картины мир? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. Что скрывается за очевидным? 

О себе: С начала 1980-х увлеклась магией процессов фотопечати (с отцом в условиях питерской коммуналки). Продолжала творить в фотостудии Дворца Пионеров, к середине 1990-х забросила пленочную фотографию из-за ограничений по зрению. С приходом цифровых технологий возобновила. Про зрение сказать хочу в таком ключе: что у каждого человека есть свои особенности, которые позволяют через эти несовершенства более чутко воспринимать реальность. Я снимаю про переходные состояния/трансформации/метаморфозы. Когда машина уже и не машина, город не город - как говорят "в действительности всё не так как на самом деле". Наверное тормозное зрение с множеством оптических иллющий то ли развивает воображение, то ли вводит в медитативное состояние slow motion. Интересно, когда то, на что смотришь постоянно раскрывает новые детали и новые смыслы, ассоциации Мне скучна фотофиксация (техничная научная познавательная, без недосказанностей и игры теней там нет). То есть сейчас моё фототворчество произрастает из препятствий и противоречий - ведь в обычной жизни отсутствие 97% зрения является ограничением, а для фототворчества дефекты зрения - это свобода видеть по-другому, более абстрактно/свежо и навык более чутко улавливать атмосферу момента.

Моё зрение дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах. Такой фото-хокку процесс восприятия (slow-motion), чтоб не разрываться между тем, где ты физически и тем, где ментально. Входить в резонанс с живым потоком момента, как в чайной церемонии. Многократно убеждалась, только ощущая нечто во время съёмки, входя в осознанное взаимодействие с пространством случаются кадры, которые находят отклик среди зрителей.