Об авторе

Елена Гонтаренко (фотолюбитель)
8-952-3749088 , e-mail: 9871616@gmail.com
Я изучала разные языки. Язык фотоискусства мне наиболее близок

Видео-визитка:

 

Родилась в 1975 году в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге. 
1987-1993 практиковалась в фотолаборатории Дворца Пионеров. С 2007 возобновила постижение фотоискусства как человек с остаточными 3% зрения. С 2015 года снимает моноклем Колосова потаённые стороны действительности, проявляет глубину и бесконечность мгновения, (в технике оптического пикториализма).
Находить невидимое удивительное в будничной повседневности помогает проблемное зрение. Труд фотографа отмечен высшими наградами международных фотоконкурсов. Участник коллективных выставок музеев, галерей искусств Москвы и Санкт-Петербурга. Победитель фотоконурсов (I место "АРГУС-2022" фотофестиваль PHOTOVISA; Global winner «Metro Photo Challenge 2016» и пр.)


Краткий список достижений:

I место "АРГУС-2022" фотофестиваль PHOTOVISA

I место "HANAMI PHOTO AWARDS 2022" среди проф. в жанре "Репортаж"

I место «Петербург. Рельеф местности» 2019 Нов.Выст.зал гос.музея гор. скульптуры

Лауреат фотофестиваля ФИКСАЖ-2018 (Москва ЦДХ Крымский вал)

Global winner «Metro Photo Challenge 2016»

I место «Громче чем фото» 2016 (жюри Игорь Мухин)

Диплом I степени Останкино МЕТРО 2016 и др.


Участник коллективных выставок:
2018 - WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи. Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга..."
https://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/49888/

2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ
2011 — Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»
2009 и 2019 — Русский музей. I и V Музейная биеннале современной фотографии

Работы находятся в российских и зарубежных, государственных и частных собраниях: 
США, Японии, Польши, Испании. Куплены Российской Академией Художеств (2017).
Отмечены наградой Государственного Эрмитажа (2018) 


Упоминания в СМИ:
2021 Интервью для бренда фототехники Олимпус - https://kroupski.pro/2020/10/06/phototalks-22-gontarenko-published

2021 Итоги совместного проекта с музеем Фаберже - https://fabergemuseum.ru/news/novosti/fotoproekt-tajnyij-mir-muzeya-faberzhe

2018. Эрмитаж. Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, лично поздравил и наградил Елену Гонтаренко
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2018/news_387_18?lng=ru

2016-2017 в связи с победой в международном фотоконкурсе мои фотоработы и статьи обо мне трижды публиковались на страницам газеты "METRO" в 23 странах планеты на 15 языках в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки встречая за раз более 37 млн человек читателей газеты. Список публикаций в СМИ Москвы, С.-Петербурга... Франции, Бразилии, Италии, Испании...: https://les.media/articles/784903-istoriya-odnogo-kadra

Статья в газете Метро https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/metro-photo-challenge-2016-fotografa-iz-peterburga-priznali-luchshey-1204658/

принимала участие в совместных проектах с Музем Карла Фаберже, Арт-центром «Пушкинская-10»,  «Реабилитационная индустрия России».

 

2016 — Profileschool.ru Проектное мышление в фотографии

2015 — Школа рекламной предметной фотографии Эдуарда Крафта

2011 — Фоторепортаж А.Смышляева (годовой курс фотошколы)

2008 — Школа рекламной предметной фотографии Игоря Сахарова

2007 — Фотокурс предметной фотосъемки Евгения Шемшуренко

1997 — Окончание СПбГУП ф-т Культуры

1987-1993 - Фотостудия "Силуэт" Дворца Пионеров

CV - Резюме с рекомендательными письмами


Не вижу у врача "Ш и Б" даже в очках на -15D😢, но благодаря всей этой проблемной ситуации со зрением, я открываю тысячам зрячих людей то удивительное вокруг, которое им недоступно в силу спешки или переизбытка визуальной информации.

Представьте, что вы видите мутно, как в тумане, нащупываете ногой то куда планируете сделать шаг....и вдруг у самых глаз цифровой экран фотика или смартфона и там все совсем по-другому! Там лица, там жизнь, там светло, ярко и красочно и вы тоже как и я удивились бы и тоже захотели б поделиться своими открытиями, таким способом прозрения

Я комплексовала сильно, что без нормального зрения мои фотоработы будут не интересны. Оказалось, что проблему можно переименовать: не как плохое-хорошее зрение, а как особенное - микроскопы тоже нужны, хоть через них не полюбоваться звездным небом. Так и со зрением - не видишь очевидного, привычного, но замечаешь ранее не замечаемое, то есть твой глаз-инструмент настроен на нечто иное.
С 2017 прекратила косить под зрячего, признала проблему проблемой и обнаружила скрытые возможности слабого зрения.  Превратила проблему в шанс видеть по-другому и стала фотографом тогда, когда следовало бы присматриваться не к фототехнике, а к технике владения белой тростью, изучать шрифт Брайля ( в кабинете окулиста не вижу ни доктора, ни таблицы на которой есть буквы, а голос из ниоткула просит эти буквы называть 😂).  В отваге шагнуть в неизвестность (выйти из дому), не имея средств коррекции зрения и поймать момент, который высоко оценило жюри международного фотоконкурса "Metro Photo Challenge 2016" и победителем побывать на о.Пасхи - вот эти факты биографии, тот достигнутый уровень не позволяют раскисать или снизить планку. 
Фотография всегда становится невольным отпечатком того, что в клочья рвёт тебя изнутри, сжигает твоё "Я" дотла. 

Прикасаюсь чувством к очень далекой звезде и бережно несу её сквозь все испытания.

Мне проще, чем остальным. Когда зрение практически отсутствует, то страшно на каждом шагу 😂. И это всегда шанс взять свою новую высоту, одержать очередную победу над самим собой.

Мои кадры из опыта человека находящегося в некой пограничной ситуации, на пределе своих возможностей.

При высоких степенях близорукости, астигматизма... мир претерпевает метаморфозу. Сомневаешься во всем. Твой собеседник или прохожий - это неизвестное существо с непонятными свойствами. Но, и в том,  живое ли существо передо мною, тоже частенько сомнительно. 
Все зависит от внутреннего настроя и под каким соусом подать: как ограниченные возможности или как шанс видеть иначе?
Если найти в себе мужество признать свой  недостаток, то это трансформирует проблему в "ход конем" , то есть может стать  фишкой, ресурсом, опорой, твоим сильным звеном.

В моём понимании фотография - это и светопись сложившегося пазла момента, и отпечаток той глубины резонанса с пространством, которой достиг фотограф сознавая все происходящее. Фотография это портал - документальный отпечаток того, что приоткрылось фотографу в том измерении, в котором он пребывал (когда его душа неистово молилась и сострадала)

Когда обострённое чувство новизны, свежести восприятия распространяется на все «мелочи жизни», то всё вокруг воспринимается не как обычно. Возникает ощущение отсутствия границ между собой и тем, что якобы вовне. Жизнь переживается восторженно, как удивительно глубокий опыт обнаружения реальности за пределами слов, там, где исчезая затихает звук. Из такого состояния я создаю фотографии. С опытом пришло понимание того, что для меня фотография - это такое сочетание светописи и сложившегося пазла момента, которое вводит меня в состояние внутреннего равновесия, о котором 30 лет назад мой Учитель каратэ говорил: "Если в разгаре боя чувствуешь, что твоя душа напоминает гладь озера в безветренную погоду, - ты овладел мастерством". Мои фотоработы занимали призовые места на фотоконкурсах; опубликованы в более, чем 20 странах мира; отмечены директором государственного Эрмитажа, президентом Академии Художеств, а также признанными мастерами фотоискусства — всё это стало результатом самосовершенствования в области фотографии с 1985г. 

Фотокнига - видеопрезентация