Об авторе

"Созерцание очевидного" 

 

(арт-документальная фотография)

 

Краткая фото-биография:

 

2015 — Школа рекламной фотографии Эдуарда Крафта http://www.eduardkraft.com (предметка) 
2011 — Фоторепортаж А.Смышляева (годовой курс)
2008 — Школа рекламной фотографии Игоря Сахарова (предметка, портрет) 
1997 — Окончание СПбГУП ф-т Культуры
1987-1993 - Фотостудия "Силуэт" Дворца Пионеров

 

Достижения:

 

— Лауреат и призер фотофестиваля ФИКСАЖ-2018.
— Russia and Global winner «Metro Photo Challenge 2016» Фотоэкспедиция на о.Пасхи
— I место «Громче чем фото» 2016
— Диплом I степени Останкино МИТРО 2016
— Победитель конкурса "Городской пейзаж" Арт-Петербург 2014, и др.

 

 

Участник коллективных выставок:

 

2019 — Русский музей. V Музейная биеннале современной фотографии 
2018 - WPC Russia Reportage / Photojournalis WPC Russia Reportage
Национальная сборная WPC Национальная сборная WPC
2017 — Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Конец начало прекрасной эпохи … Фотографии Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1980-е–1990-е
2017 — Всероссийский ФЕСТИВАЛЬ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 
2011Российская Академия Художеств, Галерея искусств Зураба Церетели, г. Москва, Международная фотовыставка «Среда обитания. Человек и архитектура»
2009 — Русский музей. I Музейная биеннале современной фотографии и др.
 
 
Работы в коллекциях:
 

В собраниях Русского музея и Государственного музея истории Санкт-Петербурга 

А также в частных собраниях: России, США, Японии, Польши, Испании.

Куплены Российской Академией Художеств (2017).

Отмечены Государственным Эрмитажем (2018) https://www.facebook.com/Elena.Gontarenko.spb/posts/2018169594916426

 
Публикации:
 
Газеты: "Невское время", Фонтанка.ру, Санкт-Петербург.ру, METRO (Москва, С.-Петербург... Франция, Бразилия, Италия, Испания...в более 12 стран).
 

 

О фототворчестве

Кругом одни чудеса!

Что скрывается за  искаженной оптическими иллюзиями картиной мира? Уловить образы невидимого, которые могут быть истолкованы по-разному, означать одно или другое. Созерцание очевидного. А что скрывается за очевидным? Возможно это альтернативный способ интерпретации реальности - ведь особенности моего зрения ( 3% вместо 100%) провоцируют постоянно сомневаться в том, что же на самом деле предстает перед моим взглядом? 

С начала 1980-х увлеклась магией процессов фотопечати (с отцом в условиях питерской коммуналки). Отец подарил первый фотоаппарат, что бы пробудить интерес к окружающему серому лениградскому пространству, регулярно походы в Эрмитаж. Продолжала творить в фотостудии Дворца Пионеров до конца 1990-х. Кадры 1980-х сейчас хранятся в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Затем в универе лекции Юрия Зобнина о литературе, частое зависание над книгами в Публичной библиотеке. Потом  исследование проблем зрения завели в тему осознанности и через стрельбу из лука, практику китайской каллиграфии начался путь в миросозерцание в контексте мироощущения.  С начала 2000-х только цифровая фотография ( Canon A75, Canon G10, с 2014 на Olympus). 

Про зрение скажу в таком ключе: у каждого человека есть свои особенности, которые позволяют через эти несовершенства более чутко воспринимать реальность. Я снимаю про переходные состояния/трансформации/метаморфозы. Когда машина уже и не машина, город не город - как говорят "в действительности всё не так как на самом деле". Наверное тормозное зрение, то ли развивает воображение, то ли вводит в медитативное состояние slow motion. Интересно, замечать как то, на что смотришь постоянно раскрывает новые детали и новые смыслы, ассоциации. Мне в фотографии интересны недосказанности, игры теней, переотражения. То есть сейчас моё фототворчество произрастает из препятствий и ограничений - ведь в обычной жизни отсутствие 97% зрения является ограничением, а для фототворчества дефекты зрения - это свобода видеть по-другому, более абстрактно/свежо и навык более чутко улавливать атмосферу момента. 

Моё зрение дает возможность обнаруживать те грани мира, которые незаметны при случайных быстрых взглядах. Такой фото-хокку процесс восприятия (slow-motion), чтоб не разрываться между тем, где ты физически и тем, где ментально. Входить в резонанс с живым потоком момента, как в чайной церемонии. В осознанном взаимодействии с пространством случаются кадры, которые находят отклик среди зрителей. Мозг в непрерывном поиске игры света и отражений в пространствах, в деталях